Врачи практически любой специальности регулярно сталкиваются с необходимостью диагностики и лечения инфекционных заболеваний. Всякий раз при этом приходится разрешать дилемму, нуждается ли каждый конкретный больной в назначении антибиотиков. В случае их применения необходимо иметь информацию об эффективности проводимой терапии. Зачастую эти вопросы решаются с позиции перестраховки, что влечет за собой избыточное назначение антибиотиков, приносящее больше вреда, чем пользы больным и способствующее селекции и распространению резистентных штаммов микроорганизмов. С другой стороны, задержка в адекватной антибиотикотерапии при тяжелых бактериальных инфекциях чревата прогрессированием септического процесса вплоть до развития шока и полиорганной недостаточности, что многократно увеличивает стоимость койко-дня и серьезно влияет на исход заболевания.
Использование традиционных критериев диагностики бактериальных инфекций и сепсиса является в ряде случаев недостаточным, чем обусловлена необходимость поиска биохимических маркеров, которые позволяют максимально рано диагностировать, определять тяжесть, оценивать течение и прогнозировать исход при тяжелых инфекциях. Искомый показатель должен максимально соответствовать свойствам «идеального» биомаркера, то есть, по концепции SMART, быть:
S — specific and sensitive – чувствительным и специфичным
M — measurable – легко измеряемым
A — available and affordable – доступным
R — responsive and reproducible – воспроизводимым
T — timely – требующим немного времени для получения результата
На современном этапе всем перечисленным требованиям отвечает тест на прокальцитонин (РСТ). С его внедрением в клиническую практику в странах Западной Европы с 2000 г совершен настоящий прорыв в проблеме диагностики и мониторинга бактериальных инфекций и сепсиса. В 2005 г. тест на РСТ одобрен управлением по контролю над пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США (Food and Drug Administration – FDA) и рекомендован к широкому клиническому применению.
Прокальцитонин (РСТ) является предшественником гормона кальцитонина. В норме его синтез происходит в С-клетках щитовидной железы. При этом весь образующийся РСТ переходит в кальцитонин и практически не поступает в кровоток, в связи с чем в плазме крови у здоровых людей определяются следовые концентрации РСТ (менее 0,05 нг/мл).
Повышение концентрации PCT происходит при системном воспалении бактериальной этиологии, которое имеет место, в частности, при тяжелых бактериальных инфекциях и сепсисе. При этих состояниях синтез РСТ, помимо щитовидной железы, активируется в клетках ретикуло-эндотелиальной системы. Основными индукторами при этом являются липополисахарид грамотрицательных бактерий, а также провоспалительные цитокины IL-6 и TNF-a. Период полувыведения РСТ составляет около 24 часов и практически не зависит от функции почек.
Концентрация РСТ в плазме крови повышается пропорционально тяжести инфекционного процесса. Локальные воспалительные очаги не сопровождаются значительным выбросом РСТ в кровь (уровень РСТ находится в диапазоне от 0,5 до 2 нг/мл). Для тяжелых бактериальных инфекций и сепсиса характерен уровень РСТ более 2 нг/мл (самый высокий уровень прокальцитонина отмечен у больного с пневмонией и сепсисом - 5420 нг/мл). При вирусных и грибковых инфекциях, а также при аллергических и аутоиммунных заболеваниях, уровень PCT значимо не возрастает, что позволяет проводить дифференциальный диагноз.
Тест на РСТ обладает высоким диагностическим потенциалом и рекомендуется к рутинному использованию в современном стационаре, в частности, для:
диагностики и дифференциальной диагностики бактериальных инфекций различной локализации и сепсиса
оптимизации антибиотикотерапии у больных с гнойно-септическими заболеваниями
раннего выявления больных с высоким риском развития инфекционных осложнений после операций
объективного определения показаний к заместительной иммунотерапии препаратами иммуноглобулинов
мониторинга больных с синдромом полиорганной недостаточности и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий